Даниель Пеннак "Как роман"

20.06.2015 20:07

Що, як, навіщо, кому і чому ми читаємо... Або не читаємо. Точка зору "просунутого" читача, відомого автора і досвідченого вчителя Даніеля Пеннака. Корисно почитати і батькам, і дітям.

 

По части чтения мы, читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению.

1) Право не читать.
2) Право перескакивать.
3) Право не дочитывать.
4) Право перечитывать.
5) Право читать что попало.
6) Право на боваризм.
7) Право читать где попало.
8) Право читать вслух.
9) Право втыкаться.
10) Право молчать о прочитанном.
-----------------------------------------

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…
Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!»

-----------------------------------------

Живой интерес — вот великая движущая сила, единственная, которая ведет в правильном направлении и далеко.

-----------------------------------------

В отличие от хороших вин хорошие книги не стареют. Ждут да ждут нас на полочках. Стареем — мы.

-----------------------------------------

Коль скоро встаёт вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на тожелания. Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь — постоянная помеха чтению.

-----------------------------------------

... парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнитьреальность смыслом.

-----------------------------------------

Великий роман, который нам сопротивляется, не обязательно более трудный, чем какой-нибудь другой… просто между ним, при всем его величии, и нами, при всей способности его «понять», на которую мы претендуем, не происходит некая химическая реакция. В один прекрасный день мы вдруг попадем в такт с романом Борхеса, который до сих пор не подпускал нас к себе, но роман Музиля так и останется для нас чужим…
 
Тогда выбор за нами: мы можем думать, что сами виноваты, что чего-то у нас в мозгах не хватает, что есть в нас какая-то неизживаемая тупость, а можем искать причину в очень спорной области вкуса и постараться определить свой.
 
Благоразумнее всего рекомендовать детям второй вариант.
 
Тем более что он может доставить им изысканное удовольствие: перечитывать, наконец-то понимая, почему книга им не нравится. И еще одно удовольствие, невзыскательное: спокойно выслушивать дежурные вопли педанта от литературы:
 
— Да как же можно не любить Стенда-а-а-а-а-аля?!
 
Можно.
-----------------------------------------
 

Якщо Вас зацікавило, то файл доступний до скачування нижче.

Даниель Пеннак - Как роман.doc (384512)